По мнению Дона Тэпскотта, писателя, консультанта и исполнительного директора Tapscott Group, блокчейн — распределенный журнал транзакций, на котором основаны Биткойн и другие криптовалюты, — будет иметь гораздо больше сценариев применения, чем кажется, и обещает радикально перераспределить богатство в глобальной экономике, изменив процессы его создания.
Тэпскотт, автор книги Blockchain Revolution, недавно выступил на блокчейн-саммите в Вашингтоне с докладом о том, как блокчейн-технологии решат некоторые крупные проблемы общества, такие как доступность технологий и социальное неравенство в цифровой экономике.
По прогнозам Тэпскотта, блокчейн-технологии позволят миллиардам людей, у которых сейчас нет банковских счетов, присоединиться к цифровой экономике. Они сделают это, выполняя финансовые транзакции по пиринговой сети с помощью мобильных телефонов.
Сегодня эти люди могут совершать финансовые транзакции по телефону, используя деньги на счету оператора, с помощью системы мобильных платежей, такой как кенийская M-Pesa. Но если с оператором что-то случится, пользователи могут потерять деньги. Блокчейн-система мобильных платежей устранит этот риск, обеспечив выполнение транзакций без сторонних компаний.
Результат — в цифровую экономику вольются люди, не имевшие доступа к банковским услугам.
Блокчейны будут использоваться для выполнения самых разных транзакций, в том числе для регистрации таких “неизменяемых” данных, как права на землю и недвижимость, свидетельства о рождении и браке, паспорта, водительские права, идентификаторы избирателей, аттестаты и дипломы.
Тэпскотт особо выделил проблему регистрации земельных участков. “70% людей в мире, которые считают, что владеют землей, не могут убедительно это обосновать. К власти может прийти диктатор, который скажет ‘Извините, в наших компьютерах указано, что эта земля принадлежит моему другу’. Это огромная проблема по всему миру, потому что без права на землю вы, например, не можете получить ссуду под ее залог”.
Компании вроде Airbnb и Uber часто упоминают как представителей “экономики совместного пользования“. Тэпскотт с этим не согласен и говорит, что на самом деле они являются “агрегаторами сервисов” и озабочены зарабатыванием денег, а не совместным пользованием.
Блокчейны можно использовать для создания экономики действительно совместного пользования. “Почти все, что делает корпорация Uber, можно выразить как последовательности транзакций в распределенном блокчейн-приложении. Вместо Uber можно создать кооператив, принадлежащий водителям, сообществу, какой-либо сущности или ‘никому'”, — сказал Тэпскотт.
Адвокаты блокчейна утверждают, что блокчейн-системы улучшают отправку римессы членам семьи. Римесса составляет значительную долю денежных потоков в мире — Тэпскотт сказал, что это индустрия на полтриллиона , — при этом перевод денег выполняют посредники, которые запрашивают высокую премию за свои услуги. Блокчейн-системы для римессы уже есть (Abra), и они угрожают устранить посредников из бизнеса денежных переводов.
Цитируя Рональда Коуза, Тэпскотт описал четыре вида трансакционных издержек ведения бизнеса в формате фирмы или корпорации, которые, как он сказал, не позволяют всем стать независимыми подрядчиками. Это издержки поиска на открытом рынке, издержки координации, издержки составления контракта и издержки установления доверия. Блокчейн-технологии радикально сократят трансакционные издержки всех четырех категорий. “Мы можем рассматривать талант как нечто, находящееся не только в пределах наших границ, но и снаружи. Это приведет к изобретению радикально иных моделей фирмы, — сказал он. — Это сотрясет традиционную корпорацию промышленной эпохи“.
В качестве примера сокращения трансакционных издержек Тэппскотт упомянул музыкантов, публикующих музыку в блокчейн-системе. Они могут сократить стоимость ведения бизнеса с помощью смарт-контрактов, определяющих права на использование музыки.
Блокчейн-технологии и смарт-контракты затронут и органы власти. “Представьте что руководителей приводят к власти смарт-контракты. Чиновники не будут получать плату, пока не сделают то, что нам нужно. А деньги не будут выделяться, пока они не предложат то, что мы захотим”, — сказал Тэпскотт. — Мы можем получить мир с активными гражданами и подотчетной властью, работающей в интересах людей, а не “больших денег“. Например, если политик пообещал провести реформы здравоохранения и образования, он не сможет получить деньги, не сдержав обещание.
Комментарий Дона Тэпскотта на странице статьи:
“Идея в том, что вместо ПЕРЕраспределения богатства мы можем ПРЕраспределять его. Благодаря блокчейну мы можем перейти от перераспределения богатства к изначально справедливому распределению богатства и возможностей. Как? Некоторые меры: включение миллиардов людей в глобальную экономику, защита прав (например, на землю) с помощью неизменяемых реестров, замена агрегаторов сервисов вроде Uber настоящей экономикой совместного пользования, основанной на распределенных блокчейн-приложениях, завершение комедии с римессой и содействие диаспорам в возврате денег на родину, разработка персональных идентичностей, позволяющих людям распоряжаться собственными данными и монетизировать их (с защитой конфиденциальности), запуск новой эпохи предпринимательства, в которой малые компании будут иметь те же возможности, что и крупные, создание подотчетной прозрачной власти на основе смарт-контрактов и оздоровленных моделей демократии”.