Войска РФ вероломно напали на суверенную, независимую Украину. Призываем помочь украинской армии защитить нашу страну!


2015-11-01

Машина доверия: технология биткойна изменит экономику


У биткойна плохая репутация. Децентрализованная цифровая криптовалюта, поддерживаемая многочисленной сетью компьютеров, известна резкими скачками курса, энтузиазмом сторонников и использованием в неблаговидных целях, например, для вымогательства, покупки наркотиков или найма киллеров на онлайн-биржах «темного веба».

Такое впечатление обманчиво. Курс биткойна в этом году был относительно стабильным и держался на уровне около 250 долларов. Скептицизм регуляторов и финансовых организаций сменился энтузиазмом: Европейский союз недавно признал биткойн валютой. Но наиболее несправедливо то, что сомнительный имидж биткойна мешает публике разглядеть невероятный потенциал блокчейна — технологии, на которой он основан.

Значение этой инновации простирается далеко за пределы криптовалют. Блокчейн позволяет людям, не склонным доверять друг другу, сотрудничать, не прибегая к услугам третьей стороны (посредника). Говоря по-простому, блокчейн – это машина, создающая доверие.

Чтобы понять силу блокчейн-систем и их функциональность, следует различать три сущности, которые часто смешивают: валюту биткойн, конкретный блокчейн, лежащий в ее основе, и идею блокчейна в целом. Полезно провести аналогию с файлообменом. Napster был прорывным, но нелегальным пиринговым файлообменным сервисом. Он появился в 1999 году и предоставлял бесплатный доступ к миллионам музыкальных треков. Сам Napster быстро закрыли, но он вдохновил множество аналогичных сервисов. Многие из них также использовались для «пиратского» распространения музыки и фильмов. Но несмотря на свое сомнительное происхождение, технология пирингового обмена данными нашла множество легальных применений, к примеру, в Skype, Spotify, да и в самом биткойне.

Блокчейн — технология с еще большим потенциалом. По сути это распределенная доверенная учетная книга, с которой каждый может свериться, но над которой никто не имеет единоличного контроля. Участники блокчейн-системы коллективно поддерживают её актуальность; вносить изменения можно только подчиняясь строгим правилам и с согласия большинства. Блокчейн биткойна препятствует двойной трате и постоянно отслеживает текущие транзакции. Так работает валюта без центрального банка.

Блокчейны — свежий пример того, какие неожиданные плоды может приносить криптография. Математическое преобразование превращает произвольные данные в уникальное значение — хеш. Любая попытка изменить данные в блокчейне мгновенно будет замечена, поскольку новый хеш не будет совпадать со старым. В каком-то смысле, наука сокрытия информации (необходимого для шифрования сообщений, онлайн-шопинга и банковского обслуживания), как это ни странно, повышает открытость сделок.

Биткойн сам по себе, возможно, не более чем любопытный эксперимент. Но блокчейны можно использовать множеством способов: они удовлетворяют потребность в доверенной системе учета, необходимой для транзакций любого рода. Десятки стартапов сейчас пытаются заработать на блокчейн-технологиях, разрабатывая системы поверх блокчейна биткойна либо создавая собственные.

Одна из идей, — создать дешевые, устойчивые к подделкам общественные базы данных, например, земельные реестры (Гондурас и Греция уже проявляют интерес), либо регистрировать на блокчейне права собственности предметов роскоши и произведений искусства. Заверять документы можно, внедряя информацию о них в публичный блокчейн — и гарантия нотариуса больше не понадобится. Компании, предоставляющие финансовые услуги, присматриваются к блокчейнам как к альтернативному способу записи информации о собственности, способному заменить внутренние базы данных. Доверенный приватный блокчейн позволяет не согласовывать каждую транзакцию, обеспечивая быстрый и безошибочный учет. Испанский банк Santander (крупнейший по капитализации банк в Еврозоне) прогнозирует, что к 2022 году блокчейн сможет экономить для банков 20 миллиардов долларов в год. Двадцать пять банков только что присоединились к блокчейн-стартапу R3 CEV, чтобы разработать общие стандарты, а NASDAQ вот-вот начнет использовать эту технологию для записи информации о торгах ценными бумагами непубличных компаний.

Новые блокчейны не обязательно должны работать в точности так же, как блокчейн биткойна. Многие из них меняют исходную модель, например, предлагая альтернативы энергетически затратному процессу майнинга, в ходе которого участники сети получают новые биткойны в обмен на предоставление вычислительных мощностей для поддержания блокчейна. Группа проверенных участников внутри одной отрасли экономики может вместо этого договориться об общих правилах и организовать свой блокчейн с меньшими требованиями к безопасности. Блокчейны также могут реализовывать бизнес-логику, например, транзакции, требующие согласия как минимум двух или более сторон, или завершающиеся только после совершения другой заданной транзакции. Как и в случае с Napster и децентрализованным файлообменом, блестящая идея изменяется и усовершенствуется, отбрасывая свою изначально сомнительную репутацию.

Распространение блокчейнов угрожает всем представителям «бизнеса доверия» — централизованным институциям и бюрократам, например, банкам, расчетным палатам и правительственным учреждениям, которым принято доверять обработку транзакций, считая их в достаточной степени надежными. И хотя некоторые банки и правительства исследуют возможности новой технологии, большинство, конечно, будут с ней бороться. Учитывая падение доверия к правительствам и банкам за последние годы, технология, повышающая прозрачность и подотчетность, придется как нельзя кстати.

Чрезмерное регулирование блокчейнов сейчас, на ранней стадии, было бы ошибкой: история пиринговых технологий показывает, что лишь через несколько лет потенциал новой технологии становится полностью виден. Регуляторы должны сдержать свое рвение или каким-то образом вписать новые подходы в существующие рамки, а не принимать излишне прескриптивные нормы, рискуя задушить быстро развивающуюся идею.

Понятие общедоступных «учетных книг» может не звучать революционно или сексуально. То же в свое время говорили про двойную бухгалтерскую запись или открытые акционерные общества. Блокчейн — такая же вполне приземленная технология, обладающая потенциалом изменить способы взаимодействия людей и компаний. Фанаты биткойна очарованы либертарианской идеей полностью цифровой валюты, неподконтрольной ни одному центральному банку. Но настоящая инновация — не цифровые монеты сами по себе, а машина доверия, их чеканящая — и способная делать гораздо больше.


Источник: The Economist Присоединиться к биткоин сообществу - получить защищенный биткоин кошелек!