Затем цена биткойна снова упала, и появилось мнение, что причиной роста биткойна была китайская пирамида, в которой использовались биткойны. Сейчас цена биткойна чуть больше $300. Это на $800 ниже пика курса в 2013 году, державшегося на такой отметке до обвала самой большой в мире биткойн-биржи Mt. Gox. Тот обвал был вызван информацией о том, что хакеры взломали систему биржи и украли более $460 млн. клиентских денег. Financial Times пишет: “В связи с недавним резким ростом курса биткойна, в биткойн-среде возник следующий вопрос: изменения курса биткойна указывают на возрождение криптовалюты или на использование бесконечного набора схем быстрого обогащения?” Спараведливый вопрос.
Однако, по мнению Брайана Армстронга (Brian Armstrong), исполнительного директора компании Coinbase, крупнейшей биткойн-биржи, которую поддерживают важнейшие игроки Кремниевой Долины, цена биткойна (см. график выше) не является главным критерием оценки цифровой валюты. По его словам, управление биткойн-компанией часто напоминает управление открытым акционерным обществом. “Все так сфокусированы на цене, что никто не думает о долгосрочной перспективе”.
Лучший показатель, по его мнению, – это количество человек, использующих биткойны (см. график ниже). И эта цифра продолжает расти. Количество биткойн-пользователей постоянно увеличивается после кратковременного упадка, связанного с обвалом Mt. Gox. Фактически, совсем недавно курс биткойна поднялся до $500, а количество пользователей достигло самого высокого показателя за всё время существования биткойна, практически удвоившись за последние двенадцать месяцев. “Реальное использование биткойна вполне соответствует поднятой шумихе”, – утверждает Армстронг.
Количество транзакций в день. Blockchain.info
Армстронг считает, что главной целью таких людей, как он, а также компаний вроде Coinbase, является превращение биткойна в доступное каждому средство для легкого и удобного хранения, отправки и получения деньги. “Мы хотим создания открытой мировой платежной системы”. И цена биткойна может быть не так уж и важна. Да, биткойн также является средством спекуляции, способом делать деньги на рыночных трендах. По мнению Питера Ван Валькенбурга (Peter Van Valkenburgh) – руководителя научно-исследовательских работ в Coin Center, некоммерческой организации, занимающейся вопросами общественной политики биткойна – недавнее колебание цены биткойна было вызвано именно такими спекуляциями. Но это всего лишь одна сторона истории биткойна.
На самом деле, график, показывающий рост биткойн-активности, не обязательно означает, что большое количество людей использует цифровую валюту для покупки носков, продуктов или приложений. В начале 2014 года компания Overstock.com начала принимать платежи в биткойнах, став одним из крупнейших онлайн-ритейлеров, принявших такое решение. Однако, по данным, переданным представителем компании Джадом Бэгли (Judd Bagley), спустя два года биткойн-транзации составляют всего от 0,05 до 0,1 процентов продаж компании. График Армстронга показывает общее количество транзакций в биткойн-сети – всемирной сети компьютеров, подключенных к интернету, управляющих цифровой валютой – и здесь включено любое движение биткойна из одного места в другое, а не только оплата за товары и услуги.
“Благодаря платежным приложениям, мы видим, что использование биткойна расширяется. Тем не менее, не следует проявлять излишнего оптимизма по этому поводу”, – утверждает Ван Валькенбург. “Очевидно, что у американского потребителя – потребителя в развитой стране – есть множество других способов оплаты товаров”.
Более того, большая часть биткойн-активности в последнее время, вероятнее всего, является спекуляцией. Но факт остается фактом: всё большее количество людей и организаций начинают использовать биткойн по тем или иным причинам. Важный вопрос, аналогичный вопросу, поставленному Financial Times: станет ли когда-нибудь биткойн общеупотребительной валютой, а не просто предметом торговли. У нас пока нет ответа, но есть признаки того, что мы движемся в нужном направлении.
По информации, предоставленной Coinbase, более 41 000 организаций и 2,8 млн частных лиц пользуются различными услугами компании, включающими не только покупку или продажу биткойнов, но также и предоставление цифровых кошельков для хранения биткойнов и осуществления платежей, а также предоставления инструментов, позволяющих приложениям и сайтам получать платежи. У Coinbase ежедневно появляется около 3500 новых пользователей, и эта цифра выросла примерно на 70% в связи с недавним всплеском цены биткойна. По информации, предоставленной Европейским оператором по обработке биткойн-платежей Coinify, их бизнес растет на 30% в месяц и на 600% в год – хотя они и не называют конкретные цифры.
А тем временем, Кэмерон и Тайлер Уинклвоссы (Cameron & Tyler Winklevoss), наиболее известные в связи с тем, что подали в суд на Марка Цукерберга за создание Facebook, недавно запустили новую биткойн-биржу, получив разрешение от властей штата Нью-Йорк, а также других штатов. Аналогичное разрешение получила и биржа под названием ItBit. Даже в такой стране как США, власти начинают принимать эту технологию.
По мере того как всё большее количество компаний и частных лиц начинают использовать биткойн, эта валюта всё больше начинает соответствовать представлению Армстронга об интернете денег. Если у нас есть открытая сеть для денег – в противопоставление сетям, контролируемым банками и другими крупными компаниями, – мы можем быстро и легко создавать и внедрять новые финансовые технологии. “Множество инновационных идей в настоящее время не могут быть воплощены в жизнь только из-за бюрократии – препятствий и помех, связанных с запуском нового бизнеса, получением платежей и выплатами людям”, – считает Армстронг.
Если биткойн получит широкое употребление, это позволит компаниям без проблем отправлять и получать деньги, невзирая на границы. В развивающемся мире – где онлайн-банкинг и онлайн-платежи не так распространены, как в США, – это дает людям новые возможности, которых у них до этого не было.
На графике Армстронга также показаны инструменты, в которых используется блокчейн – цифровые блоки информации, лежащие в основе цифровой валюты – для решения целого ряда проблем, связанных не только с деньгами. Компания Overstock, к примеру, открыла новую компанию под названием TØ, которая использует блокчейн для управления торговлей акциями, и в последние месяцы некоторые крупные игроки Wall Street последовали совету Overstock. Биржа Nasdaq разрабатывает систему, которая будет использовать блокчейн для торгов на непубличными акциями (прежде чем компании выйдут на IPO). В Nasdaq уверены, что блокчейн можно применять и в условиях биржевых площадок.
“Блокчейн может кардинально изменить рынок капитала,” – считает Терри Рош (Terry Roche), главный аналитик компании TABB Group, исследующей рынки капитала.
Ирония заключается в том, что блокчейн полностью изменит Wall Street, в то время как биткойн в качестве валюты никогда туда не попадет. Это мнение высказал исполнительный директор финансового конгломерата JP Morgan Джейми Даймон (Jamie Dimon). Когда Армстронг слышит такие высказывания, в первую очередь он думает о том, что осведомленность о биткойне растет – и это не может не радовать. Он верит в то, что альтернативные способы использования блокчейна приближают нас к использованию биткойна как валюты.
“Они делают первый шаг, который повлечет за собой новые шаги”, – высказывается Армстронг о Wall Street. “Они начнут эксперементировать. Может, через год или два. А потом они поймут, что блокчейн – это здорово, но самое великое воплощение блокчейна – это биткойн. Я всё ещё уверен, на 100 процентов, что биткойн – это будущее”.
Возможно. А возможно и нет. Однако, как подчеркивает Ван Валькенбург, стабильный рост биткойн-активности указывает на то, что у Армстронга много единомышленников. Разумеется, некоторые люди гонятся за сиюминутным доходом, однако всё больший рост биткойн-сообщества может означать, что многие видят в биткойне ставку на лучшее будущее. Они могут спекулировать, так как верят, что будет создан интернет денег.
“О биткойне в последнее время часто пишут в новостях, и, в основном, это хорошие новости. Люди их читают и думают: “Я хочу иметь опцион на будущее технологии”, – считает Ван Валькенбург. “Это как если бы у вас была возможность купить маленький кусочек интернета в 1994 году. Вы бы упустили такую возможность?”